1 вопрос
№17988

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.

Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх характеристик общества как системы;

— объясните связь указанного в тексте типа (вида) культуры с задачами распространения определённых социальных ценностей. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Массовая культура чрезмерно популярна. Это обусловлено не только необходимостью усреднённого языка общения, но и имеет другие причины, непосредственно связанные с особенностями человеческого сознания. К таковым относится, во-первых, изначальная пассивность сознания большинства членов общества, нежелание людей духовно или интеллектуально активно участвовать в социальных процессах. Во-вторых, желание уйти от повседневных проблем, от обыденности и рутины. В-третьих, поиск понимания и сопереживания своим проблемам со стороны других людей <…>. Продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в значительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную её продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения. Быстродоступность продукции массовой культуры достигается с помощью современных средств массовой коммуникации, которые год от года становятся всё более совершенными и разнообразными. К таким уже традиционным способам распространения массовой культуры, как кино, видео, теле- и радиопрограммы, печатные издания, прибавились мобильные системы связи, а также Интернет. Массовая культура, порождая огромное количество своих произведений-однодневок, вместе с тем глубоко консервативна. Её произведения можно безошибочно отнести к тому или иному жанру, сюжеты обладают чёткой, из раза в раз повторяющейся структурой. И хотя зачастую произведения массовой культуры лишены глубокого смысла, они обладают жёстким каркасом внутренней структуры <…>. Как самостоятельное явление массовая культура оценивается противоречиво. С одной стороны, в её произведениях предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Под влиянием массовой культуры меняется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. С другой стороны, массовая культура даёт возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями элитарной культуры. Массовая культура прочно укрепилась в современном обществе и ожидать её спонтанного исчезновения, по крайне мере в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, если она продолжит своё существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастёт, но может и понести существенный ущерб. (По А.С. Иваненковой)
2 вопрос
№17987

Какие причины чрезмерной популярности массовой культуры названы в тексте? (Укажите любые две причины.)

Почему, по мнению автора, массовая культура «глубоко консервативна»?

Как авторы объясняют противоречивую оценку массовой культуры как самостоятельного явления?

Массовая культура чрезмерно популярна. Это обусловлено не только необходимостью усреднённого языка общения, но и имеет другие причины, непосредственно связанные с особенностями человеческого сознания. К таковым относится, во-первых, изначальная пассивность сознания большинства членов общества, нежелание людей духовно или интеллектуально активно участвовать в социальных процессах. Во-вторых, желание уйти от повседневных проблем, от обыденности и рутины. В-третьих, поиск понимания и сопереживания своим проблемам со стороны других людей <…>. Продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в значительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную её продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения. Быстродоступность продукции массовой культуры достигается с помощью современных средств массовой коммуникации, которые год от года становятся всё более совершенными и разнообразными. К таким уже традиционным способам распространения массовой культуры, как кино, видео, теле- и радиопрограммы, печатные издания, прибавились мобильные системы связи, а также Интернет. Массовая культура, порождая огромное количество своих произведений-однодневок, вместе с тем глубоко консервативна. Её произведения можно безошибочно отнести к тому или иному жанру, сюжеты обладают чёткой, из раза в раз повторяющейся структурой. И хотя зачастую произведения массовой культуры лишены глубокого смысла, они обладают жёстким каркасом внутренней структуры <…>. Как самостоятельное явление массовая культура оценивается противоречиво. С одной стороны, в её произведениях предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Под влиянием массовой культуры меняется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. С другой стороны, массовая культура даёт возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями элитарной культуры. Массовая культура прочно укрепилась в современном обществе и ожидать её спонтанного исчезновения, по крайне мере в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, если она продолжит своё существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастёт, но может и понести существенный ущерб. (По А.С. Иваненковой)
3 вопрос
№17989

Используя обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера, иллюстрирующих мысль автора о том, что в значительной мере массовая культура является культурой потребительской. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто, примеры не должны дублировать друг друга по содержанию и относиться к разным жанрам массовой культуры.)

Массовая культура чрезмерно популярна. Это обусловлено не только необходимостью усреднённого языка общения, но и имеет другие причины, непосредственно связанные с особенностями человеческого сознания. К таковым относится, во-первых, изначальная пассивность сознания большинства членов общества, нежелание людей духовно или интеллектуально активно участвовать в социальных процессах. Во-вторых, желание уйти от повседневных проблем, от обыденности и рутины. В-третьих, поиск понимания и сопереживания своим проблемам со стороны других людей <…>. Продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в значительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную её продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения. Быстродоступность продукции массовой культуры достигается с помощью современных средств массовой коммуникации, которые год от года становятся всё более совершенными и разнообразными. К таким уже традиционным способам распространения массовой культуры, как кино, видео, теле- и радиопрограммы, печатные издания, прибавились мобильные системы связи, а также Интернет. Массовая культура, порождая огромное количество своих произведений-однодневок, вместе с тем глубоко консервативна. Её произведения можно безошибочно отнести к тому или иному жанру, сюжеты обладают чёткой, из раза в раз повторяющейся структурой. И хотя зачастую произведения массовой культуры лишены глубокого смысла, они обладают жёстким каркасом внутренней структуры <…>. Как самостоятельное явление массовая культура оценивается противоречиво. С одной стороны, в её произведениях предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Под влиянием массовой культуры меняется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. С другой стороны, массовая культура даёт возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями элитарной культуры. Массовая культура прочно укрепилась в современном обществе и ожидать её спонтанного исчезновения, по крайне мере в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, если она продолжит своё существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастёт, но может и понести существенный ущерб. (По А.С. Иваненковой)
4 вопрос
№17990

Автор считает, что активное развитие массовой культуры приведёт к тому, что общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастёт, но может и понести существенный ущерб. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих это мнение. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Массовая культура чрезмерно популярна. Это обусловлено не только необходимостью усреднённого языка общения, но и имеет другие причины, непосредственно связанные с особенностями человеческого сознания. К таковым относится, во-первых, изначальная пассивность сознания большинства членов общества, нежелание людей духовно или интеллектуально активно участвовать в социальных процессах. Во-вторых, желание уйти от повседневных проблем, от обыденности и рутины. В-третьих, поиск понимания и сопереживания своим проблемам со стороны других людей <…>. Продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в значительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную её продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения. Быстродоступность продукции массовой культуры достигается с помощью современных средств массовой коммуникации, которые год от года становятся всё более совершенными и разнообразными. К таким уже традиционным способам распространения массовой культуры, как кино, видео, теле- и радиопрограммы, печатные издания, прибавились мобильные системы связи, а также Интернет. Массовая культура, порождая огромное количество своих произведений-однодневок, вместе с тем глубоко консервативна. Её произведения можно безошибочно отнести к тому или иному жанру, сюжеты обладают чёткой, из раза в раз повторяющейся структурой. И хотя зачастую произведения массовой культуры лишены глубокого смысла, они обладают жёстким каркасом внутренней структуры <…>. Как самостоятельное явление массовая культура оценивается противоречиво. С одной стороны, в её произведениях предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Под влиянием массовой культуры меняется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. С другой стороны, массовая культура даёт возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями элитарной культуры. Массовая культура прочно укрепилась в современном обществе и ожидать её спонтанного исчезновения, по крайне мере в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, если она продолжит своё существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастёт, но может и понести существенный ущерб. (По А.С. Иваненковой)