1 вопрос
№17998

Что влияет на количество выполняемых человеком в течение жизни социальных функций?

С какими отношениями связаны межличностные роли?

От чего зависит способ получения роли? (Ответы на все вопросы даются только на основе текста.)

В течение своей жизни человек выполняет огромное количество различных социальных функций в зависимости от того, каковы его позиции, статус, отношения с другими людьми и т. д. В системе общественных отношений социальные функции постоянно меняются, однако определённая мера их устойчивости в жизнедеятельности каждого отдельного человека, безусловно, существует. <…> Рассмотрим некоторые определения социальной роли: фиксация определённого положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений; функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию; общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несёт печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.). <…> Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность. Межличностные роли связаны с отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.). Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежна данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может возникнуть только проблема соответствия своей роли, уже существующей как данность. Другие роли достигаются или даже завоёвываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий, например, роли студента, академика, писателя и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека <…>. Нет сомнения в том, что влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует её взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также её участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем лучше он приспособлен к жизни. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. (По Е.В. Андриенко)
2 вопрос
№17999

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.

Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх основных характеристик профессии как рода деятельности человека;

— объясните связь любого из приведённых автором смыслов понятия социальной роли с целями социального контроля. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В течение своей жизни человек выполняет огромное количество различных социальных функций в зависимости от того, каковы его позиции, статус, отношения с другими людьми и т. д. В системе общественных отношений социальные функции постоянно меняются, однако определённая мера их устойчивости в жизнедеятельности каждого отдельного человека, безусловно, существует. <…> Рассмотрим некоторые определения социальной роли: фиксация определённого положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений; функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию; общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несёт печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.). <…> Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность. Межличностные роли связаны с отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.). Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежна данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может возникнуть только проблема соответствия своей роли, уже существующей как данность. Другие роли достигаются или даже завоёвываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий, например, роли студента, академика, писателя и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека <…>. Нет сомнения в том, что влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует её взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также её участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем лучше он приспособлен к жизни. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. (По Е.В. Андриенко)
3 вопрос
№18000

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя различными примерами высказывание автора о том, что развитию личности способствует её взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и не дублировать другие примеры по содержанию.)

В течение своей жизни человек выполняет огромное количество различных социальных функций в зависимости от того, каковы его позиции, статус, отношения с другими людьми и т. д. В системе общественных отношений социальные функции постоянно меняются, однако определённая мера их устойчивости в жизнедеятельности каждого отдельного человека, безусловно, существует. <…> Рассмотрим некоторые определения социальной роли: фиксация определённого положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений; функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию; общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несёт печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.). <…> Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность. Межличностные роли связаны с отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.). Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежна данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может возникнуть только проблема соответствия своей роли, уже существующей как данность. Другие роли достигаются или даже завоёвываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий, например, роли студента, академика, писателя и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека <…>. Нет сомнения в том, что влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует её взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также её участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем лучше он приспособлен к жизни. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. (По Е.В. Андриенко)
4 вопрос
№18001

Автор отмечает, что процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три объяснения данного мнения. (Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

В течение своей жизни человек выполняет огромное количество различных социальных функций в зависимости от того, каковы его позиции, статус, отношения с другими людьми и т. д. В системе общественных отношений социальные функции постоянно меняются, однако определённая мера их устойчивости в жизнедеятельности каждого отдельного человека, безусловно, существует. <…> Рассмотрим некоторые определения социальной роли: фиксация определённого положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений; функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию; общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несёт печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.). <…> Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность. Межличностные роли связаны с отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.). Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежна данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может возникнуть только проблема соответствия своей роли, уже существующей как данность. Другие роли достигаются или даже завоёвываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий, например, роли студента, академика, писателя и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека <…>. Нет сомнения в том, что влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует её взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также её участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем лучше он приспособлен к жизни. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. (По Е.В. Андриенко)