1 вопрос
№16860

Сопоставительный анализ права и власти, а затем права и морали показывает значительную силу права. В связи с развитием направления философской мысли, называемого аксиологией (учением о ценностях), стало возможным охарактеризовать эту значительную силу права как регулятора в современных и высокозначимых категориях.

Право в обществе в условиях цивилизации, его сила с аксиологической точки зрения – это не только необходимость, не просто средство социального регулирования, но такое «средство», которое выступает как ценность, социальное благо. Исходным для понимания права в этом качестве являются его особенности как институционного образования. Благодаря своей институционности право обладает рядом существенных социально значимых свойств — общеобязательной нормативностью, высокой (формальной) определённостью по содержанию, государственной гарантированностью, раскрывающими его миссию существенной социальной силы общества, носителя значительной социальной энергии. Это и связано как раз с характеристикой права в качестве социального феномена, обладающего социальной ценностью – инструментальной и собственной.

Если не идти дальше рассмотрения права как регулятора общественных отношений, то его миссия в обществе состоит прежде всего в инструментальной ценности, т. е. ценности «инструмента» , «средства» решения задач, относимых к различным сторонам жизни общества – экономической, политической, культурной...

Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение. Эта собственная ценность даёт о себе знать и в сугубо «регулятивном плане». В том, что право способно «воспроизводить» данную социальную систему, вносить в неё нормативные начала.

Но есть здесь нечто совсем своеобразное, исконно правовое. Самым общим образом собственную ценность нрава в этом отношении можно определить как выражение и олицетворение правом свободы и активности людей на основе упорядоченных  отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоёв населения, социальных групп. Иными словами, право в идеале – это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной свободы человека, справедливости, консенсуса. В этом своём качестве право может предоставлять людям, их коллективам в виде субъективных прав простор для свободы, для активности в поведении, и в то же время оно направлено на то, чтобы исключить произвол и своеволие, противостоять им, сообразовать поведение с моралью, со справедливостью. Именно как явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. И именно в этом отношении право и является значительной и притом – самостоятельной социальной ценностью...

(С. С. Алексеев)

Автор полагает, что право может предоставлять простор для свободы и активности в поведении человека. На примере любых трёх отраслей права подтвердите мнение автора. (Сначала указывайте отрасль права, затем приводите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
2 вопрос
№12081

Сопоставительный анализ права и власти, а затем права и морали показывает значительную силу права. В связи с развитием направления философской мысли, называемого аксиологией (учением о ценностях), стало возможным охарактеризовать эту значительную силу права как регулятора в современных и высокозначимых категориях.

Право в обществе в условиях цивилизации, его сила с аксиологической точки зрения – это не только необходимость, не просто средство социального регулирования, но такое «средство», которое выступает как ценность, социальное благо. Исходным для понимания права в этом качестве являются его особенности как институционного образования. Благодаря своей институционности право обладает рядом существенных социально значимых свойств — общеобязательной нормативностью, высокой (формальной) определённостью по содержанию, государственной гарантированностью, раскрывающими его миссию существенной социальной силы общества, носителя значительной социальной энергии. Это и связано как раз с характеристикой права в качестве социального феномена, обладающего социальной ценностью – инструментальной и собственной.

Если не идти дальше рассмотрения права как регулятора общественных отношений, то его миссия в обществе состоит прежде всего в инструментальной ценности, т. е. ценности «инструмента» , «средства» решения задач, относимых к различным сторонам жизни общества – экономической, политической, культурной...

Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение. Эта собственная ценность даёт о себе знать и в сугубо «регулятивном плане». В том, что право способно «воспроизводить» данную социальную систему, вносить в неё нормативные начала.

Но есть здесь нечто совсем своеобразное, исконно правовое. Самым общим образом собственную ценность нрава в этом отношении можно определить как выражение и олицетворение правом свободы и активности людей на основе упорядоченных  отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоёв населения, социальных групп. Иными словами, право в идеале – это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной свободы человека, справедливости, консенсуса. В этом своём качестве право может предоставлять людям, их коллективам в виде субъективных прав простор для свободы, для активности в поведении, и в то же время оно направлено на то, чтобы исключить произвол и своеволие, противостоять им, сообразовать поведение с моралью, со справедливостью. Именно как явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. И именно в этом отношении право и является значительной и притом – самостоятельной социальной ценностью...

(С. С. Алексеев)

Какие три социально значимых свойства права как институционного образования приведены автором? Как он характеризует силу права с аксиологической точки зрения? В чём, по мнению автора, проявляется собственная ценность права?
3 вопрос
№16861

Сопоставительный анализ права и власти, а затем права и морали показывает значительную силу права. В связи с развитием направления философской мысли, называемого аксиологией (учением о ценностях), стало возможным охарактеризовать эту значительную силу права как регулятора в современных и высокозначимых категориях.

Право в обществе в условиях цивилизации, его сила с аксиологической точки зрения – это не только необходимость, не просто средство социального регулирования, но такое «средство», которое выступает как ценность, социальное благо. Исходным для понимания права в этом качестве являются его особенности как институционного образования. Благодаря своей институционности право обладает рядом существенных социально значимых свойств — общеобязательной нормативностью, высокой (формальной) определённостью по содержанию, государственной гарантированностью, раскрывающими его миссию существенной социальной силы общества, носителя значительной социальной энергии. Это и связано как раз с характеристикой права в качестве социального феномена, обладающего социальной ценностью – инструментальной и собственной.

Если не идти дальше рассмотрения права как регулятора общественных отношений, то его миссия в обществе состоит прежде всего в инструментальной ценности, т. е. ценности «инструмента» , «средства» решения задач, относимых к различным сторонам жизни общества – экономической, политической, культурной...

Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение. Эта собственная ценность даёт о себе знать и в сугубо «регулятивном плане». В том, что право способно «воспроизводить» данную социальную систему, вносить в неё нормативные начала.

Но есть здесь нечто совсем своеобразное, исконно правовое. Самым общим образом собственную ценность нрава в этом отношении можно определить как выражение и олицетворение правом свободы и активности людей на основе упорядоченных  отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоёв населения, социальных групп. Иными словами, право в идеале – это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной свободы человека, справедливости, консенсуса. В этом своём качестве право может предоставлять людям, их коллективам в виде субъективных прав простор для свободы, для активности в поведении, и в то же время оно направлено на то, чтобы исключить произвол и своеволие, противостоять им, сообразовать поведение с моралью, со справедливостью. Именно как явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. И именно в этом отношении право и является значительной и притом – самостоятельной социальной ценностью...

(С. С. Алексеев)

Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента сторонников и два аргумента противников мнения о том, что сила права превосходит силу морали. (Аргументы должны быть сформулированы как распространённые предложения.)