1 вопрос
№12751

Почему, по мнению автора летописной повести, Мамай собирался учинить разрушительный поход на русские земли? Что согласно летописной повести хотел сделать московский князь, стремясь избежать кровопролития? В чём согласно источнику проявилось высокомерие Мамая накануне битвы?

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.


Прочитайте текст и выполните задания. Из летописной повести. «Пришёл ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими… Также собрался с Мамаем и литовский князь со всеми силами литовскими и польскими, и с ними же заодно Олег Иванович, князь рязанский. Со всеми этими сообщниками пошёл Мамай на великого князя Дмитрия Ивановича. Но человеколюбивый Бог хотел спасти и освободить род христианский от поганого Мамая, и от сборища литовского князя, и от велеречивого и ничтожного Олега Рязанского, не соблюдшего своей веры христианской. …Окаянный Мамай начал злой заговор плести, созывать своих поганых темников-князей и сказал им: «Пойдём на русского князя и на всю землю Русскую, как было при Батые. Христианство погубим, а церкви Божии сожжём, и кровь христианскую прольём, а законы их изничтожим». И это потому, что нечестивый люто гневался из-за своих друзей и любимцев, из-за князей, убитых на реке Воже… И заключил старый злодей Мамай бесчестное соглашение с Литвой и душегубцем Олегом: собраться им у Оки-реки в Семёнов день на благоверного князя. Князь же Дмитрий, услышав, что настало недоброе время, что идут на него все царства, творящие беззаконие, пошёл к соборной церкви матери Божьей Богородицы и, обливаясь слезами, произнёс: "Господи, ты всемогущий, всесильный и твёрдый в бранях, не оставь нас, когда отчаиваемся! Ты ведь Бог наш, и мы – люди твои, посрами врагов наших и оружие их притупи!" …И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми силами, вскоре выступил против них из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришёл в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русской – князей русских, как при этом князе. В то время Мамай встал за Доном со всем своим царством, бушуя, и кичась, и гневаясь, и стоял три недели. Пришла к князю Дмитрию ещё одна весть: сказали ему, что Мамаево войско за Доном собралось и в поле стоит, поджидая на помощь литовского князя, чтобы, когда соединятся, одержать сообща победу. И послал Мамай к князю Дмитрию дани просить не по своему договору, а как было при царе Джанибеке. Христолюбивый же князь, не желая кровопролития, хотел ему выплатить дань, посильную для христиан и по своему договору, как было установлено с ним. Тот же высокомерничал и принять предложенной дани не захотел, ожидая своего нечестивого сообщника литовского. ...И вышел против ордынцев из города ____________ московский князь Дмитрий Иванович, собрав там в великом множестве войска, месяца августа двадцатого дня...»
2 вопрос
№12750

Назовите битву, события накануне которой описаны в тексте. Назовите литовского князя, неоднократно упомянутого в данном отрывке. Укажите название города, пропущенное в тексте.


Прочитайте текст и выполните задания. Из летописной повести. «Пришёл ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими… Также собрался с Мамаем и литовский князь со всеми силами литовскими и польскими, и с ними же заодно Олег Иванович, князь рязанский. Со всеми этими сообщниками пошёл Мамай на великого князя Дмитрия Ивановича. Но человеколюбивый Бог хотел спасти и освободить род христианский от поганого Мамая, и от сборища литовского князя, и от велеречивого и ничтожного Олега Рязанского, не соблюдшего своей веры христианской. …Окаянный Мамай начал злой заговор плести, созывать своих поганых темников-князей и сказал им: «Пойдём на русского князя и на всю землю Русскую, как было при Батые. Христианство погубим, а церкви Божии сожжём, и кровь христианскую прольём, а законы их изничтожим». И это потому, что нечестивый люто гневался из-за своих друзей и любимцев, из-за князей, убитых на реке Воже… И заключил старый злодей Мамай бесчестное соглашение с Литвой и душегубцем Олегом: собраться им у Оки-реки в Семёнов день на благоверного князя. Князь же Дмитрий, услышав, что настало недоброе время, что идут на него все царства, творящие беззаконие, пошёл к соборной церкви матери Божьей Богородицы и, обливаясь слезами, произнёс: "Господи, ты всемогущий, всесильный и твёрдый в бранях, не оставь нас, когда отчаиваемся! Ты ведь Бог наш, и мы – люди твои, посрами врагов наших и оружие их притупи!" …И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми силами, вскоре выступил против них из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришёл в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русской – князей русских, как при этом князе. В то время Мамай встал за Доном со всем своим царством, бушуя, и кичась, и гневаясь, и стоял три недели. Пришла к князю Дмитрию ещё одна весть: сказали ему, что Мамаево войско за Доном собралось и в поле стоит, поджидая на помощь литовского князя, чтобы, когда соединятся, одержать сообща победу. И послал Мамай к князю Дмитрию дани просить не по своему договору, а как было при царе Джанибеке. Христолюбивый же князь, не желая кровопролития, хотел ему выплатить дань, посильную для христиан и по своему договору, как было установлено с ним. Тот же высокомерничал и принять предложенной дани не захотел, ожидая своего нечестивого сообщника литовского. ...И вышел против ордынцев из города ____________ московский князь Дмитрий Иванович, собрав там в великом множестве войска, месяца августа двадцатого дня...»